Perfumatic: любовь с первого пшика
В середине прошлого века в США в моду вошли необычные вендинговые аппараты под названием Perfumatic, в которых за умеренную плату можно было надушиться выбранным ароматом. Такие опрыскиватели можно было найти в роскошных отелях, ресторанах или даже в обычных закусочных. В списке американских парфюмерных аппаратов того времени значились такие парфюмы как Lentheric Tweed, Dana Tabu, Le Galion Sortilege, Guerlain Shalimar и, естественно, Chanel No 5. Принцип работы Perfumatic предельно прост: после опускания в приемник купюры или монеты необходимо подойти поближе к диспенсеру, подставить запястье или шею и нажать кнопку или с выбранным ароматом.
Считается, что первые образцы Perfumatic появились в 50-е годы прошлого столетия в США, а одним из крупнейших производителей таких аппаратов была компания под названием Mercury Steel Corp. Однако справедливости ради нужно отметить, что парфюмерные диспенсеры появились еще в начале ХХ века. В это время создатели старались сделать опрыскиватели с духами особенно красивыми и изысканными. Так, парфюмерный аппарат под названием Purity Perfume Vending Machine (1910 года) всего за один пенни мог распылить розовый аромат по фасаду авто. Шестью годами ранее публика уже получила возможность познакомиться с изделием из дуба под названием 1 cent Michael Benedict Perfume Vendor, в ассортименте которого значились 3 парфюма. А 1916 год подарил парфюмерному миру аппарат 1 cent Mills Novelty Whiffs Of Fragrance Perfume Spray Your Handkerchief, облаченный в красочный фантазийный корпус из чугуна и дуба и чугуна.
Если задаться целью сделать глубокий экскурс в историю вендинговых машин, то можно узнать, что местом появления первого диспенсерного аппарата стала Древняя Греция. Так, именно к 215 году до нашей эры относится первое упоминание о машине Герона Александрийского, которая принимала монету, а потом распыляла в храме некоторое количество «святой воды».
Граждане Советского союза также пользовались парфюмерными автоматами, которые чаще всего были заправлены «Красной Москвой», а также одеколонами «Тройной» и «Шипр». За один «пшик» необходимо было заплатить 15 копеек (при этом батон хлеба стоил 13 копеек). Появление подобных вендинговых аппаратов в СССР в середине 1950-х годов связано с американской поездкой Никиты Хрущева, который после возвращения поручил Минторгу приобрести такие аппараты. Всего было закуплено 37 машин из ГДР, США, Голландии, Франции и других стран. Советская промышленность тоже производила подобные аппараты (некоторые изготавливались из массива дерева и снабжались большим зеркалом), однако из количество не могло сравниться с числом аппаратов с газировкой.
В настоящее время у парфюмерных диспенсеров начинается вторая жизнь. Так, например, компания Perfumevending выпускает аппараты с названием BrandParfumSplash, которые включают 5 распылителей, картриджи на 30 мл и счетчики «пшиков». По словам производителя, указанного объема хватит на 250 распылений. Компания Coty вместе с ZoomSystems размещает в крупных городах аппараты с ароматами крупных брендов (Calvin Klein, The Body Shop, David Beckham, Kenneth Cole и др.). Так, в парижском метро уже установлен Perfumatic, торгующий ароматом CK One.
«Парфюматы» уже есть в Москве, а в скором времени такие диспенсеры можно будет встретить на остановках Казани, Томска и других крупных городов. За один «пшик» необходимо будет заплатить 50-100 рублей. Новинки появятся в туалетных комнатах ночных клубов, мест общественного питания, супермаркетов, спортзалов и других многолюдных мест.