Парфюмерия и живопись (часть 1)
Парфюмерию не зря считают одним из видов искусства. Издревле люди создавали ароматы как для ритуальных отправлений, так и для собственного удовольствия. Еще древнеегипетские жрецы использовали различные благовония – фимиамы, в состав которых входили можжевельник, мирра, кипарис, ладан и прочие вещества. Они использовались как для религиозных целей, так и для лечения болезней или ароматизации помещения.
Кроме того, египтяне пользовались ароматами на масляной основе – аттарами, которые были доступны лишь богатым людям. О таких парфюмах нам рассказывают различные документальные источники. К примеру, в Библии говорится, что в дар Иисусу волхвы принесли не только золото, но также ладан и мирру. В Ветхом завете духи упоминаются неоднократно в качестве средства для соблазнения: Руфь помощью парфюма привлекала к себе Вооза, а Юдифь пользовалась духами перед встречей с полководцем Олоферном.
По мере развития технологий парфюмерия завоевывала весь мир. Параллельно создавались новые виды сосудов для хранения ароматических веществ. Выращивание и сбор цветов, их дальнейшее использование для изготовления ароматов со временем превратились в настоящую индустрию. О парфюмерном искусстве нам известно не только из письменных источников, но и благодаря визуальным образам, которые до нас донесли древние живописцы. Да и сейчас парфюмерные работы, например, аромат Dune от дома Christian Dior, вдохновляют художников на выдающиеся свершения.
Но не будем спешить и начнем с далекого XIX века, когда, английский художник Генри Герберт Ла Танге (годы жизни: 1859-1929 гг.) представил полотно Violets for Perfume («Фиалки для духов», 1913 год), которое написал в качестве дипломной работы в Королевской академии. По словам знаменитого живописца Джорджа Клаузена, автора вдохновлял солнечный свет и другие мотивы деревенской работы. Генри Герберт, находясь в Провансе запечатлел момент, когда женщина опрокинула корзину фиалок на ткань, подготавливая цветы к созданию духов.
Другой художник того времени – Эрнст Рудольф (1854-1932 гг.) посвятил парфюмерным сценам немало своих работ. Например, австрийский ориенталист написал полотно The Perfume Makers («Парфюмеры»), на котором мастер обрывает лепестки роз, а его жена принесла другую корзину этих прекрасных цветов. Лепестки вскоре станут ароматической эссенцией, но мы уже сейчас предвкушаем прекрасный аромат. Как и мальчишка, который внимательно следит за работой родителей. Эта скромная и спокойная сцена, реальность которой подчеркнута лазурно-голубым небом и видом на залитый солнцем берег. Другая картина Эрнста Рудольфа The Flower Maidens («Девушки с цветами») – это вариация предыдущего сюжета, но уже с трема девушками. Да и вообще сюжет стал любимым для художника, который изобразил на своих полотнах множество интересных деталей.
Чуть ранее, в 1897 году Герберт Джеймс Дрейпер (1863-1920 гг.) написал картину «Попурри», которая посвящена процедуре создания цветочно-травяных сборов для ароматизации помещений – попурри. Очаровательная брюнетка в фиолетовом наряде готовит такой сбор. Не зря на этой и других картинах художника доминируют розы, ведь Герберт в детстве жил напротив цветочного рынка.
А вот двумя годами позже к теме роз обратился художник Эдвин Остин Эбби (1852-1911 гг.). Он изобразил четырех женщин, готовящих попурри из роз. Все вполне технологично: одна - обрывает нежные лепестки, вторая - распределяет их на расстеленной ткани для сушки, а третья уже готовит сосуды-вазы. Весь процесс преподнесен в духе эпохи – гармонично и интригующе.