История Великой Мадемуазель
Множество разных историй переплетено в биографии Дома моды Chanel: это и жизненная история самой Габриэль Шанель, история окружавших ее людей, история времени, в котором она существовала. Сегодня это уже превратилось в легенду. Габриэль Шанель порушила традиции моды, существовавшие до нее, и создала поражающий красотой и элегантностью, шармом и строгостью стиль. Она смогла заставить время пойти у моды на поводу.
Шанель имела простую до крайности философию: «Необязательно быть молодой и красивой, чтобы великолепно выглядеть». Она подарила женщине свободу от обязанности соответствовать общественным стереотипам. Вместо жестких корсетов, громоздких украшений и длинных пышных юбок, Шанель предложила ей всего лишь «маленькое черное платье», стрижку «а-ля гарсон» и брюки. «Элегантность одежды – в свободе движения», - слова Великой Мадемуазель.
Свой стиль Шанель создавала для таких же, как она сама, независимых женщин. Будучи воспитанной в приюте, где все девочки ходили в одинаковой форме, Габриэль грезила одеть всех женщин по-разному. Она тяготилась своим нищенским прошлым, хотя, вероятно, именно этот жизненный период и явился для нее сильнейшим стимулом для поиска своего «места под солнцем». Хоть она и не отличалась особой красотой, вокруг нее всегда крутились толпы поклонников. Великая Мадемуазель говорила: «Если женщина некрасива – она просто-напросто глупа».
Ее вдохновителем и учителем была любовь. Каждый ее любовник так или иначе содействовал ее успеху: идеями или деньгами. Шанель могла найти пользу во всем. Таким образом, в 1910 году на рю Камбон при помощи бизнесмена Артура Кейпела она открыла свое первое ателье под яркой вывеской «Моды Шанель». Скорее всего, чувство, испытываемое ею к Кейплу, было самым сильным в ее жизни. Он погиб в автокатастрофе в 1919. Есть предположение, что черный цвет был введен Шанель в моду для того, чтобы ввергнуть в траур по ее любви всех французских женщин. Кто знает, возможно, не случись катастрофы, и не было бы «маленького черного платья».
Одевая, прежде всего, себя, Коко Шанель одевала весь мир. Во время яркого романа с герцогом Вестминстерским ею были созданы пальто спортивного типа, жакеты мужского покроя, жилеты в тонкую полоску, блузы, свитера, костюмы для скачек. К мужчинам Шанель была беспощадна: она просто-таки обобрала их гардероб, отдав женщинам брюки, галстуки и запонки. Ей были феминизированы все мужские фасоны.
Элегантность и комфорт – ведущие принципы ее моды: красное дно в черной сумочке – чтобы легче было искать ключи, пуговичка на манжете женской блузки – так легче засучить рукав.
Созданию же парфюма «Chanel №5» мир в какой-то мере обязан князю Дмитрию Романову. За участие в организации покушения на Распутина он был выслан из России, и, в момент знакомства с Шанель, кроме титула, ничего не имел – в прохудившихся ботинках его вместо стелек лежала газета. Шанель вспоминала: «Эти русские красивы, величавы, великолепны. Но за всем этим нет ничего, лишь пустота и водка».
Однако, после появления Дмитрия, в творчество Шанель пришла «русская» эпоха: украшенные вышивкой пальто и платья, стилизованные крестьянские рубашки, женская шубка, кушаки. Дмитрий Павлович, невзирая на свою бедность, сделал Коко, быть может, один из самых дорогих в ее жизни подарков: он устроил встречу Шанель с Эрнестом Бо, знаменитым парфюмером, чей отец на протяжении нескольких лет работал на русском дворе. Мечтой Шанель было «создать духи для женщины, пахнущие, как женщина». Бо предложил ей несколько флаконов на выбор. Она остановила свой выбор на том, что был под номером пять, попросила добавить немного ландыша и дала получившемуся аромату собственное имя, прибавив порядковый номер пробного флакона. В этом аромате было более чем 80 компонентов! Сегодня это уже не кажется чем-то необычным, но во времена создания Chanel №5 принято было пахнуть чем-то одним: к примеру, фиалкой или незабудкой. Игра ароматами воспринималась как нечто неслыханное.
«Чувство обоняния необходимо, - говорила Шанель. – Оно мешает, если вас окружают грязнули. Но когда рядом приятные люди, оно необходимо. Поэтому духи – это настоящее удовольствие».
Среди поклонниц Chanel №5 были самые красивые женщины 20 века. Однажды Мерилин Монро спросили, в чем она предпочитает спать. Символ сексуальности, роскошная блондинка ответила, что ей достаточно всего лишь пары капель Chanel №5. Этот аромат до сих пор считается эталоном женственности, стиля и чувственности, кроме того, он находится в числе экспонатов нью-йоркского Музея Современного Искусства.
Мир моды Шанель, как и ее обаяние, выходит далеко за пределы Парижа. Она знаменита и богата. Самые выдающиеся персоны эпохи приходятся ей друзьями: Черчилль, Пабло Пикассо, Жан Кокто. Шанель одевает Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Глорию Свенсон. Во время второй мировой Шанель пропадает из мира моды. Возвращается она тогда, когда в зените славы был Кристиан Диор. Он вернул на подиум все женственные атрибуты, когда-то отвергнутые Шанель. Коко отзывалась о нем язвительно: «Его женщины, как кресла, на которые он надевает чехлы».
Что же до Диора – он не скрывал восхищения: «Ее элегантность способна потрясти даже непосвященных».
Шанель противопоставляет новым тенденциям простоту и комфорт: плиссированную юбку, косынки, стеганую сумочку на цепочке, бежевые лодочки, твидовый костюм. В Далласе в 1957 получает «Оскар моды».
Когда Шанель не стало, нужен был человек, способный сохранить ее стиль. С тех пор многие пытались этому требованию соответствовать, но зачастую оказывались всего ли талантливыми индивидуалистами. Главным стилистом Дома Chanel в последние годы является Карл Лагерфельд, сумевший очень тонко ввести в сложившуюся композицию ноты современности.