Ароматные легенды Андре Фрейса
Андре Фрейс (1902 – 1976) родился в Швейцарии в семье парфюмеров, а потому другой карьеры для себя не мыслил. Его детство прошло в окружении всевозможных ароматов, бутылочек с дорогими компонентами, творческих исканий отца, сестры и брата. Отец знаменитого кутюрье Клод Фрейс сотрудничал с компанией Firmenich, брат Юбер создавал ароматы для Synarome, сестра Жаклин – для мехового Дома Weil.
Когда Андре исполнилось 18 лет, он решил самостоятельно развивать свою карьеру. Юноша принимает французское гражданство и начинает осуществление своей мечты. В 1925 году Андре Фрейс встречает Жанну Ланвин, которая предложила ему сотрудничество в стенах своего Дома Lanvin. Дом Lanvin начал выпускать ароматы еще в начале 20-х годов, но только тогда к нему пришел настоящий успех, когда Андре Фрейс представил свои первые композиции. До этого Жанна Ланвин предлагала своим клиентам парфюмы, выполненные загадочной Мадам Zed.
Первый аромат для Дома Lanvin был назван «My Sin» («Мой грех»). Эта композиция сразу же стала популярной и пользовалась огромным успехом. Прежде, чем приступить к созданию следующей композиции, Андре пришел к Жанне Ланвин, чтобы выслушать ее пожелания. Так появились на свет духи, которые по сей день считаются одними из 5 самых изысканных и уважаемых в мире. Их постоянно сопровождают такие эпитеты, как «вершина мировой парфюмерии», «легенда», «вечная классика».
«Lanvin Arpège». Дата выпуска 1927 год.
Для Жанны Ланвин постоянным источником полета фантазии являлась ее любимая дочь Мари-Бланш – графиня де Полиньяк. Дочь была центральной фигурой в жизни одной из самых элегантных и признанных французских кутюрье. Для нее она создавала изысканные наряды, приобретала дорогие и красивые ткани, кружева и отделку. Модели от Дома Жанны Ланвин позиционировались как оригинальные, интересные, намного опередившие свое время. Когда Мари-Бланш должно было исполнится 30 лет, мать решила создать утонченные роскошные духи и подарить их дочери. С этой просьбой модельер обратилась к молодому парфюмеру, которому на тот момент было всего 25 лет. Жанна просит придумать «вечный и исключительный шедевр», который для каждого, кто возьмет в руки флакон с духами, будет означать: «Думайте о Мари-Бланш». Андре Фрейс обратился за консультациями к парфюмеру Полю Вэкэру (впоследствии автору «Miss Dior»). Через два года цветочно-альдегидный аромат был создан.
Это была утонченная гамма болгарской розы, жасмина, чубушника, жимолости, персика, нероли, бергамота, сандала, стиракса, ванили... В композиции сочетались более 60 компонентов. Нужно было придумать название для чудесного аромата, в котором, подобно быстрым фортепианным пассажам, переливались утонченные запахи. Мари-Бланш назвала композицию «Arpege» («Арпеджио»), вдохнув нежные нотки. Слово «агрegе» (арпеджио – от итальянского «агреggio», «игра на арфе») обозначает в музыке череду быстро сменяющихся нот. Лучшего имени для этого прекрасного, гармоничного и легкого аромата и не придумаешь.
Для такой необыкновенной композиции требовалось такое же обрамление. Жанна Ланвин обратилась к знаменитому скульптору-декоратору Арману Рато, чтобы он создал флакон. Мастер придумал изысканный в своей простоте черный сосуд, украшенный золотым рисунком самого Поля Ириба. На нем любящие мать и дочь протягивают друг другу руки. Сначала шар был темно-синий, это был любимый цвет Жанны Ланвин, но затем остановились на таком варианте, который знает весь мир. Футляр для духов создавал Cartier.
Если духи «Chanel №5» можно сравнить с охапкой благоухающих летних цветов, то творение Андре Фрейса - это тот же букет, но три дня спустя, когда ароматы созреют и устоятся. Парфюмер любил повторять: «Как и любовь, духи должны очаровать женщину с первого взгляда». Так и происходило, когда представительницы прекрасной половины человечества брали изысканный черный шар в руки.
С первых же дней появления аромата, он был принят безоговорочно. Современники Андре Фрейса описывали миниатюру как живой и тонкий аромат, в котором друг за другом следуют теплые и свежие ноты. О нем говорили, что это блестящее сочетание цветов, фруктов, листьев и мха. Композиция«Arpege» отвечала современному вкусу и являлась самой востребованной на тот момент.
Андре Фрейса считают одним из самых талантливых парфюмеров, которому под силу выразить осенние настроения компонентов, входящих в состав композиции. Он мог уловить и наилучшим образом передать всю прелесть благоухания засыпающей природы, той поры, когда дышится легко и полной грудью. В композициях Андре Фрейса каждый мог уловить хрустальную прозрачность воздуха, лучезарные вечера, прохладу утренней росы на траве. Именно эта живительная грустная свежесть сквозит в композициях «Scandale» и «Rumeur», которые позже создал парфюмер для дома Lanvin. Хотя в их составе есть цветочные компоненты, но звучат они необычайно приятно в своей сладости, причем при полном отсутствии приторного привкуса, и в них явственно ощущается вся сухость и благодать солнечной осенней поры.
Композиции «Scandale» и «Rumeur» пользовались большой любовью публики, но им все же не удалось превзойти славу аромата «Агреgе».
Духи «Scandale». Созданы в 1933 году и относятся к женским парфюмам с кожаными нотами. Композиция благоухает можжевельником, смолой березовой коры, сухими нотами дыма, табака и обугленного дерева в сочетании с нежными цветочными тонами.
«Rumeur». Дата выхода 1934 год. В аромате прослеживаются шипровые ноты из-за присутствия дубового мха и пачули. Сложный аромат, состоящий, как будто, из нескольких слоев. Композиция производит впечатление теплой, древесной, слегка размытой. Великий аромат для утонченной леди с чувственными кожаными тонами. Сквозь их запах проступает пряный мускус и нежные оттенки фруктов.
Флакон простой прямоугольной формы светло-коричневого стекла с черным колпачком.
«Pretexte». Дата выхода 1937 год. Аромат цветочно-альдегидный, острый и внятный. В нем нет быстрой смены нот, он очень устойчивый и стабильный, даже тогда, когда утро сменил полдень, а полдень плавно перетекает в прохладный осенний вечер. Именно к раскрытию основы композиция разогревается и начинает играть ароматными тонами, оставаясь прозрачно амбровой. В этой миниатюре сохранилась беззаботность довоенных лет, особая атмосфера радости и расцвета жизни.
Андре Фрейс оставил весьма заметный след в парфюмерном искусстве. Его ароматы живут до сих пор, поражая точно выверенными формулами. Все композиции, созданные талантливым мастером, не одно десятилетие очаровывали и покоряли сердца мужчин и женщин. И только неумолимое время родило новые ароматы, новые имена. Тем не менее, настоящие ценители парфюмов и специалисты дорожат высоким статусом композиций. Мода на восстановление старых миниатюр не миновала и фантазии Андре Фрейса. Аромат «Rumeur» в свое время был снят с производства, затем с 70-х по 80-е вновь выпускался. В 2006 году композиция была переиздана. Автор Фрэнсис Куркджиан. В композиции, хотя и есть те же составляющие, что и у оригинала, но все же она звучит совершенно по-другому. Так должно быть: каждому из ароматов свои лавры успеха и свои почитатели.