Вехи развития парфюмерного дела
Парфюмерия, как и все другие виды искусства, имеет свою историю. Однако можно с уверенностью сказать, что парфюмерная история самая древняя. Ведь оценить ароматы разных трав и пытаться их использовать не только как благовония, но и в целебных целях, человек пытался еще на заре своего существования. Магические свойства запахов по достоинству были оценены шаманами, когда они использовали их в культовых мероприятиях. К примеру, цветущая ветка персика было незаменимым средством в борьбе с духами болезней и зла. Тот же эффект имели семена руты. Затем эстафету приняли жрецы: ни одно жертвоприношение и религиозная церемония не обходилась без сжигания благовонных трав. С течением времени благовония стали непременным атрибутом повседневной жизни людей: можжевельником, к примеру, окуривали дома, чтобы отогнать неприятности. Египтяне первыми стали использовать ароматические масла в личной гигиене. Их примеру последовали греки и римляне. В античные времена, наверное, не было ни одной благородной дамы, которая не использовала бы различные ароматы и благовония.
Засилье Европы варварами мало способствовало развитию парфюмерии. Исламские народы приняли на себя ответственное дело по усовершенствованию свойств ароматов. Именно благодаря им мы имеем сейчас процедуру дистилляции и перегонный куб, именно они открыли для нас все прелести пряных и специевых ароматов. Арабы и персы создавали прекрасные парфюмы, о которых в Европе тогда даже понятия не имели. И только в XII веке с расширением торговли и открытием новых торговых путей, восточные благовония стали постепенно проникать в Европу. Они стали настоящим открытием для королей и придворных лиц.
Итальянцы первыми оценили по достоинству все прелести ароматов и благовоний. Венеция вскоре становится центром парфюмерного дела. Именно там в XIV веке появляются первые жидкие духи, в основе которых был спирт и эфирные масла. Согласно легенде, первые жидкие духи «Воды королевы Венгрии» были подарены королеве Венгрии монахом. Она их принимала внутрь и выздоровела от серьезного недуга. В XVI веке в моду вошли дезодорированные перчатки, что соединило профессии перчаточника и парфюмера. С течением времени от этого отказались, но парфюмеры остались в цене. Ведь массово стали использовать парфюмерную воду для маскировки неприятных запахов немытого тела. После Великой Французской революции выделилась самостоятельная гильдия парфюмеров. Предысторией стало то, что в 1608 году в монастыре Сайта Мария Новелла во Флоренции появилась первая парфюмерная фабрика. Ей покровительствовали многие герцоги и князья, даже сам папа римский благосклонно к ней относился. А в 1709 году Жан Мари Фарина впервые пустил в продажу ароматизированную воду под названием «Кельнская вода», которая стала популярна во всей Европе в качестве одеколона.
С XIX века парфюмерия перестала носить кустарный характер. «Отцы» парфюмерного дела Жан Гарлен, Франсуа Коти и Эрнест Дальтроф придали научный характер делу создания ароматов и создали ряд теорий. Стали возникать парфюмерные компании. В начале XX века модельное и парфюмерное дело стало сливаться в единое целое. В 1911 году Поль Пуаре первым решил свои модели одежды дополнить уникальными и неповторимыми ароматами. Габриель Шанель подхватила эту идею и развила ее. "Chanel№5" стали настоящей революцией в парфюмерии тех лет.
Франсуа Коти продолжал экспериментировать. Он первым соединил натуральные и синтетические компоненты: духи "Chypre" (Шипр) окрыли новую эпоху в парфюмерии. Они дали жизнь восточным и амбровым ароматам с их неповторимыми пудровыми, ванильными и животными оттенками. Появились первые альдегиды – синтетические, очень концентрированные ароматы. Наивысший подъем в своем развитии парфюмерия переживает в 50-х годах. Именно в этот период создаются множество настоящих шедевров парфюмерного дела. Появляются новинки из-за Атлантики. Впервые обратили внимание на ароматы для мужчин, которые уже в 60-х годах переживают настоящий «бум». В 70-х годах парфюмерия характеризуется как "pret-a-porter de lux", что сделало ее более доступной при сохранности элитного качества. 80-е годы – годы экспериментов в области дизайна флаконов. В эти годы в моде тяжелые амбровые ароматы. Появляются свежие озоновые и морские запахи. В 90-х годах в моду вошли естественные запахи. Появились новые технологии получения ароматов. Одна из них – «Живые цветы», когда на растущий цветок надевают колпак и «вытягивают» аромат. Фруктовые ароматы приобретают новое звучание.
Современные духи очень утонченны и изящны. Они вступают в гармонию с естественным запахом тела, которые позволяет им раскрыться во всей красе. Ароматы наших дней неуловимы и в то же время осязаемы, легкие и одновременно устойчивые. Вся история развития парфюмерии подтверждает теорию о том, что аромат способен вершить великие дела.