Версальская Осмотека (часть 2)
Версальская Осмотека – этоуникальная возможность ощутить парфюмерную изюминку шедевров прошлого. Именноздесь сохраняется и восстанавливается великое парфюмерное наследие. Основателемэтого своеобразного музея является Жан Керлео, а президентом - Патрисия деНиколаи, которая приходится внучатой племянницей Жану Полю Герлену.
Уже только атмосфера этого меставесьма уникальна. Посетители попадают в небольшой зал с флаконами знаменитыхпарфюмов. Эти флаконы пусты, так как духи в них не могут долго сохраняться.Однако это не столь уж существенно, потому что в Осмотеку приходят отнюдь неглазеть, а обонять.
На столе располагают пузырьки сароматами, после чего начинается трехчасовой семинар знакомства с ароматнымикомпозициями. Пришедших погружают в тайны всемирной истории парфюмерного дела,знакомят с главными синтетическими и природными запахами, объясняют принципыклассификации по семи парфюмерным семействам. Почти каждый запах, которыйописывается «экскурсоводами», предлагается попробовать. Впрочем, это всего лишь внешняя сторона работыОсмотеки, а главная деятельность не так легка и подчас кропотлива.
И деятельность эта ведется с70-хх годов минувшего, когда к Жану Керлео стали обращаться с пожеланиямивосстановить некоторые парфюмы Jean Patou, снятые ранее с производства. В процессе работы над новым рождением духовпо сохранившимся формулам парфюмер задумался о том, что множество великолепныхпарфюмов уже исчезло. А ведь подобное ольфактивное достояние очень важно былобы сохранить для ценителей и потомков. В итоге Керлео и его коллеги нашлиподдержку и спонсорскую помощь в Версальской Торговой Палате, а также средимногих знаменитых парфюмерных компаний.
В коллекции Осмотеки находятсяпочти все ароматы ведущих современных парфюмерных фабрик. И главная заботаработников этого музея состоит в бережном сохранении уже имеющейся коллекции. Сложность заключается в том, чтопарфюмы нельзя долго хранить, поэтому на ближайшие десятилетия перед Осмотекойпоставлена задача по возобновлению их производства. Если парфюмеры по каким-топричинам не смогут восстановить композиции по имеющимся у них формулам, то этиблагоухающие букеты могут навсегдаисчезнуть из истории ароматов.
Конечно, ежегодно в фондыколлекции поступает несколько сотен видов духов, но у руководителей этогозаведения есть и немало проблем. К примеру, Керлео до сих пор мечтает обанглийских духах Penhaligons, выпускавшихся в начале XX века. При этом из всех знаменательных парфюмерныхстран именно Великобритания представлена в Осмотеке хуже всего. Руководительмузея даже сетует, что британские парфюмерные дома не слишком стремятсясотрудничать с его детищем из-за их особенной «островной психологии».
Зато на хранении в Осмотекенаходятся около пятидесяти русских ароматов. Это, прежде всего, наследиесоветского времени, когда парфюмеры из СССР осуществляли воспроизведение дореволюционных духов, либоразрабатывали композиции к определенным событиям. Среди экспонатов коллекциизнаменитая «Красная Москва», также духи «Восток», выпущенные в 1962 году ипосвященные советским космическим достижениям, «Олимпийский мишка», созданный вчесть Олимпийских игр 1980 года.
Как признался парфюмер, этоароматы не очень высокого качества, что связано с использованием плохого сырья.Впрочем, появившиеся за последние годы последние российские новинки сам Керлеооценивает гораздо выше и называет их началом подлинного возрожденияотечественного парфюмерного дела.