Парфюмерия и живопись (часть 2)
Для художников излюбленной темой является изображение прихорашивающейся женщины. В этих сюжетах чаще всего присутствует дамский туалетный столик, на котором стоят многочисленные флаконы с духами. Такую картину можно найти на полотнах «Женщина за туалетом» (Джон Морфи), «Старая кокетка» (Бернардо Строцци), «Перед зеркалом» (Эдгар Дега), «Девушка, расчесывающая волосы» (Уильям Макгрегор Пэкстон), «За туалетом» (Дельфин Анжольрас), на иллюстрациях Robin M. Birrell и других творениях.
Пожалуй, одной из наиболее известных картин на данную тематику стал автопортрет «За туалетом», написанный Зинаиды Серебряковой в 1909 году, который находится в Третьяковской галерее. На этом полотне запечатлено несколько флаконов с парфюмами.
Отдельную категорию составляют художественные работы, которые изображают только флаконы. Как ни странно, но для многих мастеров именно эти хрустальные бутылочки становятся источником вдохновения. Речь идет о некоторых современных художниках, например, Пенни Паркер с ее «Флаконами», Патрисия Клисби («Флаконы для духов»), Линда МакКой («Духи и герань»), Мери Ирвин («Духи, жемчуг, кружево»), Гари Холланд («Парфюмерный флакон»), Владимир Рябчиков («Духи Зимний сон»). Прекрасные свидетельства о том, как многообразие форм и дизайна парфюмерных флаконов приносит художникам новые впечатления.
Французский художник, дизайнер, иллюстратор и один из основателей «арт-деко» Жорж Барбье (1882-1932 гг.) в свое время представил целую серию рисунков, получившую общее название The Romance of Perfume. В нее вошло восемь иллюстраций, опубликованных в 1928 году. Серия включает постеры, посвященные Индии, Персии, Древнему Риму, Египту, Греции, Франции, Китаю и королеве Великобритании. На всех полотнах присутствует парфюмерия.
Жорж Барбье был крупнейшим графиком первой трети XX века, создавал декорации к балетным гастролям дягилевских «Русских сезонов», иллюстрировал многие модные журналы и был мастером книжной графики. Например, он является автором рисунков к книгам-альбомам, посвященным Тамаре Карсавиной и Вацлаву Нижинскому.
Художница из Польши Юстина Нейман пишет картины, черпая образы в ароматических композициях. В отличие от предыдущих работ, на этих полотнах отсутствуют сами флаконы и вообще всякое напоминание о духах. Зато, ароматы приносят художнице чистое вдохновение, ведь они столь прекрасны, как яркие образы. Юстина утверждает, что воспринимает парфюмы как цвета и оттенки. Дебютный аромат, который «попал» на картину, - Chanel No19.
Юстин Нейман создает образ картины в своем воображении. При этом сюжет может прийти двумя разными способами. Прежде всего, вследствие ассоциации с пейзажем, конкретным лицом или ситуацией. К примеру, художница изображала воспоминания своего детства, летние вечера или чаепитие у бабушки.
Второй способ позволяет создать картину по мотивам описания композиции – бархатистая или сладкая, горячая или кислая. На сегодняшний день в коллекции художницы из Польши насчитывается уже больше десятка картин, вдохновленных парфюмерных. Недавно Юстина организовала свою персональную выставку, получившую общее название Duftart.
В числе посвященных ароматам работ, есть и такие, которые были созданы под впечатлением от классических духов: Christian Dior Poison, Guerlain Shalimar, Guerlain Samsara, Molinard Habanita или Opium от Yves Saint Laurent. В творчестве Юстины Нейман есть и посвящения творениям нишевых брендов, в частности, Qessence Missala, Scent CoSTUME National или Chergui Serge Lutens.