Чем пахнет бизнес
Аромамаркетинг – направление маркетинга, которое стремится управлять поведением покупателя с помощью определенных запахов. Европейские маркетологи открыли для себя «ароматный маркетинг» примерно 15 лет назад. Новые технологии очень заинтересовали европейских специалистов, потому что в последнее время шоппинг становится одним из ключевых развлечений, а решение о покупке часто принимается не на основе анализа качества товара.
Все чаще различные запахи помогают не только продать определенные товары, но и оставить в памяти клиентов отличные воспоминания о компании. Так, в медицинских центрах и стоматологических клиниках появляются запахи, которые снимают страх, раздраженность и снижают стресс. Офисы туристических агентств благоухают морским бризом и тропическими фруктами, мебельные салоны – хвоей, модные бутики – розами. На входах в некоторые магазины компании TCHIBO стоит специальное оборудование, которое наполняет улицу ароматом кофе, а французские «Ашаны» ароматизируют перед Рождеством свои кондитерские отделы запахом рождественского пудинга. При падении продаж попкорна в тематическом парке Disney World продавцы ненадолго включают устройство, распространяющее аромат этого лакомства.
В то же время ароматизация помещения не всегда означает наличие какого-либо запаха. Некоторые ароматизаторы искусственного происхождения, которые не имеют собственного аромата, называются «антизапах». Подобные вещества при воздействии на отдельные рецепторы человека блокируют восприятие определенных субстанций, в результате чего человек перестает воспринимать определенные запахи (например, запах кухни или сигаретный дым). Подобные «антизапахи» пользуются большой популярностью в гостиничном бизнесе.
Аромамаркетинг в России
Несмотря на то, что в Европе аромамаркетинг появился более десятка лет назад, в России данное направление развивается не так давно. Однако несмотря на такую «молодость», маркетинг запахов набирает обороты и пользуется все большей популярностью в бизнес-среде. Ароматизацией собственных помещений активно интересуются гостиницы, ювелирные салоны, фитнес-центры, салоны красоты, магазины одежды, автосалоны, киноцентры, супермаркеты, казино, стоматологические клиники, рестораны и медицинские центры.
В настоящий момент российские аромамаркетологи предлагают клиентам следующиеуслуги:
- ароматизация воздушного пространства, которая позволяет создавать благоприятную атмосферу и привлекать клиентов;
- аромамерчандайзинг (акцентирование с помощью запаха внимания клиента на отдельных товарах либо выставочных стендах);
- аромадизайн офисов и помещений для бизнес-мероприятий. В некоторых случаях целью появления запахов в офисе является акцентирование внимания на эксклюзивности и дизайне интерьера;
- ароматизированная полиграфическая продукция (календари, визитки, открытки, листовки, фирменные бланки, проспекты, журналы, буклеты, каталоги и даже ароматизированная подарочная упаковка).
- аромабрендинг, включающий услуги по разработке и внедрению аромалоготипа компании и отдельной торговой марки;
- ароматизированные сувениры.
Как отмечают представители данной сферы, ароматизировать можно практически все: от конкретных полок в магазине и залов для переговоров до огромных супермаркетов. В распоряжении аромамаркетологов имеются ароматические компоненты и соответствующее оборудование, которое зависит от площади объекта. Оборудование монтируется ввентиляционную систему или устанавливается непосредственно в зале.