Происхождение слова «духи»
Нам, женщинам, сложно представить жизнь без косметики, кремов и в особенности без духов. Но задумывался ли кто-нибудь из нас о том, что же такое на самом деле духи? Если рассматривать происхождение слова «духи», то оно уходит корнями в слово «дух», которое имеет массу значений. Если вспомнить народные пословицы и устойчивые выражения, такие как «в здоровом теле – здоровый дух» или «не падать духом», то речь идет о побуждении к действию. Фразы «святой дух» или «добрый/злой дух» говорят о связи со сверхъестественным. С помощью слова «дух» можно также передать настроение, запахи, чувства смелости и страха, вообще жизнь. Это слово многогранно. И хотя «духи» и «дух» непосредственно пересекаются только в обозначении запаха, другие значения также имеют что-то общее с ароматами. Скорее всего, наши предки, обожествляя растения, деревья и явления природы, считали, что каждое божество источает свой аромат. Святые люди, по мнению древних людей, также пахли особенно. К примеру, Святая Тереза пахла розами, а святая Екатерина – фиалками. Вообще существовало мнение, что все святое всегда благоухает, а все греховное источает смрад. Вообще изначально благовония были частью религиозных обрядов и относились к категории священных веществ.
Французское же слово parfum является однокоренным таким словам, как fumec, fumet, parfum, означающим «дым, испарение, благовоние, приятный аромат». В значении слова parfum прослеживается связь с технологиями получения ароматов – в результате горения определенных веществ или выделения дыма. Еще древний человек заметил, что во время сгорания различные травы и разная древесина источали аромат. Впоследствии это явление стали использовать шаманы в своих ритуалах, связанных с повседневной жизнью, для общения с божествами, а вскоре и в процессе жертвоприношений. В восточных странах ладан всегда вызывал ассоциацию с молитвами, мирра – с покаянием, а бальзам с утешением и добродетелью.
Благовониями лечили разные заболевания. По мнению древних лекарей они защищали от чумы. Существовала даже рекомендация всегда иметь при себе лоскут, источающий запах уксуса или лимонного сока с гвоздикой.
Душистые травы всегда входили в состав самых разных магических веществ. Масла из роговых коробочек или хрустальных баночек необходимы были для втираний в тело с целью магических перевоплощений, отварами сбрызгивали окружающие вещи, чтобы избавиться от злых духов. Дым с запахом коры деревьев, по преданию, укреплял дух и придавал сил. Однако все формулы благовоний, мазей и ароматических веществ держались в строжайшей тайне: их зашифровывали в магических книгах и храмовых манускриптах, некоторые передавались только из уст в уста. Так постепенно благовония из религии проникали в медицину, затем в гигиену, а потом – в повседневную жизнь с целью придать ей красочность, яркость и очарование.
П.Фужер в своей книге «Книга о духах» сравнивает парфюмеров с алхимиками: и те, и другие живут в поисках новых компонентов, стремятся создать новые вещества, которые бы влияли на нашу жизнь. Парфюмеры задавались целью раскрыть древние секреты жрецов и аптекарей, привносили что-то свое и создавали настоящие шедевры парфюмерии, которые можно без сомнений сравнивать с великими картинами или музыкальными произведениями.
Природа подарила нам самые разные запахи – цветочные, амбровые, мускусные. Если к ним добавить достижения органической химии, то палитра ароматов просто огромна. Не удивительно, что духи стали чем-то особенным, порой даже эксклюзивным украшением личности. А повседневную жизнь они обогащают и делают прекрасней. Пользуясь духами, мы прикасаемся к древности, к ее таинственным секретам и загадкам. Осознавая эти моменты, мы причисляем пользование духами к какому-то священному ритуалу, который несет в себе особенный смысл.