Духи и флакон: единство во всем многообразии
Стремление женщины быть привлекательной старо, как мир. Но как же можно быть привлекательной без различных ароматов? Скорее всего, первые духи произошли вместе с первой женщиной. А емкость для хранения духов стала следующим этапом эволюции. Еще в Древнем Египте существовала технология изготовления сосудов для благовоний из рога, слоновой кости и камня. Такие «флаконы» были, как правило, маленькие – до 10 см в диаметре и до 20 см в высоту. Были и крохотные флакончики. Египетские мастера умели также изготавливать «флаконы» в форме животных, к примеру, бегемота, а также декорировали свои изделия различными выступами и бугорками. В додинастический период (в IV тысячелетии до н.э.) наиболее распространенными были емкости в форме трубочек-рожков из зубов бегемота. В них хранили различные косметические средства. Также широко использовались сосуды в форме женских фигурок с широкими бедрами.
В Древней Греции и в Древнем Риме флаконы для благовоний изготавливали в форме крохотных амфор. В восточных странах емкости для ароматной воды были с очень узким горлышком. Из такого флакона жидкость выливалась по капельке, чтобы не растрачивать впустую драгоценную жидкость. В Древней Руси женщины помещали ароматические вещества в специальное украшение-подвеску. При раскачивании во время ходьбы вокруг они распространяли приятный аромат.
Флаконы в полном понимании этого слова появились где-то в Средние века. В этот период они изготавливались из драгоценных металлов и украшались драгоценными камнями. С течением времени каждый флакон постепенно становился самостоятельным произведением искусства и не был привязан к какому-то конкретному аромату. Знатные особы имели флаконы, в которые они наливали понравившиеся благовония. Начиная с XVII века, использование духов стало приобретать массовый характер, что повлекло за собой появление самых разных флаконов, изготовленных как из драгоценных металлов, так и из стекла, фарфора и хрусталя. Они были очень разными по форме и имели украшения в виде цветов, животных и отдельных персонажей. Сначала производством флаконов занимались кустарно, однако со временем стали появляться первые мануфактуры во Франции, в Австрии и Англии.
XVII век был веком грушевидных флаконов, изготовленных из цветного стекла и имеющих металлическую оправу и украшения в виде цветов. В XVIII веке в моде были флаконы в форме лебедей, молодых женщин, фруктов, купидона или букета цветов. Такие флаконы изготавливались из тонкого фарфора, покрытого эмалью или глазурью, и помещались в бронзовую или серебряную оправу. Знать отдавала предпочтение дорожным несессерам, в которых хранились хрустальные флаконы в кожаных футлярах.
Затем появились флаконы из богемского опалового или непрозрачного стекла, украшенные разными орнаментами. Воображение создателей флаконов не знало границ: они изготавливали флаконы то в виде шарика, которым забавляется пудель, то в виде девушки, облокотившейся на готическую ограду и держащую в руках ларчик, то в виде птицы в клетке.
Только в начале XX века флаконы и духи стали неотъемлемой частью друг друга. Произошло это благодаря Герлену. А модельер Поль Пуар пошел далее – он привязал духи и их флакон к одежде, дизайну и мировым тенденциям вообще. Так появились духи Arlequinade, которые отличались единым стилем аромата, флакона и упаковки. В наше время мы не можем представить себе духи без «своего» флакона. Флакон должен отражать характер духов во всех своих деталях: и крышечка, и украшение, и даже упаковка – все направлено на то, чтобы подчеркнуть особенность того или иного парфюма. Сегодня духи – это единая концепция аромата, флакона, названия и стиля, в особенности, если парфюм выпускается каким-либо Домом мод. Многие парфюмы, как, к примеру, Chanel № 5, узнаются благодаря флакону. Основной задачей флакона стало преобразование чувственного образа в зрительный.
Такая миссия не под силу каждому мастеру. Здесь требуется особенное умение. Так, к числу успешных причисляют флаконы, созданные Грюо для духов от марки Dior, работы Пейне для аромата Sucses You от Скьяпарелли также относятся к числу лучших. Сальвадор Дали своими ароматом и флаконом внес в парфюмерию тенденцию, согласно которой приветствовалось многообразие создаваемого образа.
А Пако Раббан поместил свои духи Расо в алюминиевый флакон, который подходит обоим полам. От такого дизайна веет какой-то техногенностью. Однако, как показывает опыт, даже киборги способны чувствовать, а духам такое свойство присуще и подавно.
Sonia Rykiel в 1997 году презентовала духи Pullove во флаконе в форме пуловера. По ее мнению, духи – это вторая кожа, которую надевают под свитер и закутываются в них.
Вообще создание флаконов превратилось в настоящее искусство, которое связано с нашим прошлым, настоящим и будущим. Образы флаконов отражают наше подсознание и архетипы, связаны с личностными характеристиками. Так, женская фигурка символизирует идеализирование своей фигуры путем связи с «идеальной», «яд» и «эгоист» в названии – своеобразную защиту психики, а магические и колдовские образы – стремление разгадать загадку, почему ароматы пахнут по-разному на разных людях и в разную погоду.
Разнообразие флаконов поражает. Они приобретают и форму бутылки в коллекции Jean Collection от Джанни Версаче или лекарственной мензурки в парфюме Grey Flannel Жоффрея Бена. Флаконы получают неотъемлемые атрибуты: кисточка в VHeure bleu от Герлен или Raffaella от Raffaella Curiel, кожаный ремень в Hugo Boss. Флаконы являются